В кабинете логопеда



Игра – это всегда интересно!

31. 03. 2025 года. В младшей группе МКДОУ детского сада №45 дети с интересом приняли участие в игре по развитию речи. Мы упражнялись в применении глаголов обозначающих движения предметов. Дети наперебой отвечали на вопросы, придумывали ответы, показывали соответствующие вопросам картинки. Помогали друг другу отвечать. Время прошло очень весело и продуктивно! Очень радует, что дети с легкостью запоминают и понимают, что от них требуется.

Игры с крупой – полезное занятие!

Если спросить, что можно делать с крупой? Каждый ответит, что из крупы можно сварить кашу или приготовить другие блюда. И будет совершенно прав! Но можно с крупой организовать различные игры с детьми на кухне. Такие игры полезны всем, особенно не говорящим детям, так как они развивают чувствительность кончиков пальцев рук, развивают щипковый и указательный жест, а соответственно и развивают мозг. Детям очень нравятся такие игры в кабинете логопеда. Они с удовольствием ищут предметы, спрятанные в крупе, и стараются озвучивать свои действия, таким образом, стимулируется речь ребенка.

Вот несколько игр:

«Ищем клад». В большую ёмкость насыпают крупу и бросают туда мелкие игрушки, пуговицы, монеты или любые другие мелкие предметы. Ребёнок должен отыскать все и сложить в специальную емкость – это будет сундук для сокровищ. Можно разнообразить и искать с помощью маленького ситечка, ложечки или просто пальцами.

«Юный фасовщик». Ребёнку предлагают пересыпать крупу из одной ёмкости в другую с помощью ложечки или рассортировать по кружечкам фасоль, бобы и горох к примеру. 

«Что это звучит?». Понадобятся несколько непрозрачных пустых баночек, карабинчиков от киндер сюрпризов и разные виды круп. В баночки насыпают по паре столовых ложек разных круп: сухого гороха, фасоли, манки, гречки. Ребёнок должен на слух определить, что в какой баночке находится. 

«Чудо-мешочки». Понадобятся небольшие яркие мешочки, в каждый из которых кладут различные виды круп: мелкие (пшено), средние (гречка) и крупные (фасоль, горох). Ребёнок должен выбрать мешочки с мелкими крупинками или наоборот, ощупывая каждый мешочек. Эти мешочки можно также кидать в цель — ведро, тазик, обруч, лежащий на полу, коробку. 

«Рисование манкой». На подносе равномерным слоем рассыпают манную крупу, готово!  Можно что угодно, как песком, например - дорожки, а потом пальчиками по этой дорожке пройти. 

«Наполним пузырек». Берем любой пузырек и предлагаем ребёнку наполнить его крупой.

«Узнай по форме». Для этой игры нужна небольшая коробка, в которую засыпают фасоль, закапывают шарики и кубики. Ребёнку предлагают выбрать сначала шарики, затем кубики.

«Модница». Макароны с широким просветом нанизывают на шнурок так, чтобы получились бусы или браслет. 


 «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» — высказывание известного педагога В. А. Сухомлинского.

Поэтому, для развития речи, всегда используют упражнения направленные на развитие мелкой моторики. 

Есть замечательное упражнение, которое развивает мышцы всей кисти, а также координацию и сенсорику. 

Если включить воображение, его можно обыграть и использовать в разной тематике, как сделали это мы с детками из младшей и старшей групп. Мы приурочили его к теме: «23 февраля – День Защитника Отечества». Сначала была проведена тематическая беседа, а затем детям раздали по 2 бумажки (разрезали лист А4 пополам) и попросили каждой ручкой скомкать бумажку, изображая, как ползет разведчик за информацией к врагу. Должно получиться по 2 комочка бумаги. Затем надо положить их на стол и перекладывать, перекрещивая руки много раз – так передавали информацию командирам. Затем дети разровняли листки (один листок – одна рука). Это надо было командирам прочесть зашифрованную информацию, добытую разведчиками. А еще можно обратить внимание ребенка на то, как шуршит бумага, это развивает способность прислушиваться и различать звуки. 

Вот такая игра у нас получилась!

Как можно проводить время в компьютере с пользой!

На занятиях  в кабинете логопеда мы тоже пользуемся таким распространенным в современном обществе гаджетом, как компьютер. Интерактивные игры полезны для развития речи по следующим причинам:

Развитие словарного запаса. Игры предлагают детям новые слова и понятия, расширяя их лексикон. Например, игры, где нужно выбирать предметы или отвечать на вопросы, помогают ребёнку быстрее запоминать названия вещей, действий и признаков. 

Формирование грамматических навыков. Игры, направленные на правильное построение предложений, помогают детям освоить правила грамматики. 

Улучшение произношения. Некоторые интерактивные программы содержат упражнения на артикуляцию звуков, что помогает улучшить дикцию и чёткость речи. Также такие игры способствуют развитию слухового восприятия, что очень важно для правильного произношения. 

Стимуляция интереса к обучению. Дети любят играть, поэтому интерактивные занятия вызывают у них больше энтузиазма, чем традиционные методы обучения. 

Социальное взаимодействие. Многие интерактивные игры предполагают участие нескольких игроков, что способствует развитию коммуникативных навыков. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, выражать свои мысли и слушать собеседника. 

Развлечение и отдых. Игра — это не только обучение, но и способ расслабиться и получить удовольствие. Интерактивные игры дают возможность сочетать приятное с полезным, делая процесс обучения лёгким и интересным.  

Играем с пользой

Человека с самого рождения сопровождают различные игрушки, вот и к нам в детском саду N 45, на логопедические занятия приходит наш замечательный леопард - Лео. 🦁

🦁Он очень внимательно слушает как разговаривают дети, показывает им как произносить правильно звуки, а дети обязательно повторяют.  Иногда, леопард специально говорит неправильно какой-либо звук и тогда наши дети должны определить какую же он допустил ошибку и помочь ему это исправить.

Таким образом, дети учатся слышать звуки и различать их в словах. А ещё им становится более понятно, как произносится звук правильно и красиво, тогда и в собственной речи начинают слышать верно ли они произнесли тот или иной звук.

🧸Игрушки - это очень хорошие помощники для развития наших детей.



Пазлы в логопедии

Давно человек играет в пазлы?

В 1766 году английскому картографу Джону Спилсбери пришла идея наклеить карту мира на деревянную основу и потом разрезать её по контурам разных стран. Такая игра пришлась по вкусу многим, но купить ее могли только богатые. Педагоги быстро поняли, что с помощью этого игрового метода можно обучать и развивать детей. В начале XX века стали продавать пазлы как развлечение для взрослых, но они были дорогими, так как делались на деревянной основе. Сейчас они доступны всем, потому что выпускаются и на картонной основе, это сделало их дешевле.

 Работа с пазлами помогает логопеду быстрее наладить контакт с ребёнком, они служат для закрепления новых навыков речи. С их помощью совершенствуется мелкая моторика рук и сенсорные представления, повышается интерес к занятиям, работоспособность и усидчивость, снижается утомляемость.

Таким образом, происходит комплексная коррекция нарушений индивидуального развития ребенка. Было замечено, что пазлы оказывают на человека успокаивающий и терапевтический эффект. Пазлы- замечательное развлечение для всей семьи и в будни и в праздники!





Чем заняться с ребёнком холодными зимними вечерами?

✅Можно разнообразить досуг совместным рисованием, раскрашиванием. На логопедические занятиях в МКДОУ детского сада N45, мы с удовольствием используем это развлечение. Дети с радостью берут в руки кисти и карандаши. Рисование отлично развивает мелкую моторику рук, что стимулирует участки мозга ответственные за мышление, речь и координацию. Во время рисования активно формируются межполушарные связи, развивается память, воображение, фантазия, креативные способности. Рисуя, ребёнок самовыражается через творчество, развивает пространственный интеллект. Занятия рисованием успокаивают, снимают напряжение, зажимы в теле.

✅Проводите приятно и полезно время со своими детьми! Такие совместные вечера надолго останутся в памяти детей.




Не ботинки я шнурую,
А шнурки я дрессирую,
Чтоб из рук не вырывались,
Надо мной не измывались
Ш. Галлиев

🙌Игра со шнурками помогает развивать мелкую моторику, глазомер, усидчивость. Такие развлечения способствуют улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе, активизируют развитие речи. Мы на логопедических занятиях в МКДОУ д/с 45 часто играем в такие игры и сами придумываем различные варианты, обязательно сопровождаем речью, проговаривая разнообразные слова и предложения. Развиваем лексику и грамматику параллельно с игрой.

🙌Дома можно также играть, используя предметы со шнурками (жилеты, кофты, ботинки, кеды...), можно шнуровать и крупные пуговицы с бусинами и из картона сделать самостоятельно цветную игру. Тут масса возможностей проявить свою фантазию и привлечь детей. Развивайте речь играючи!

С мячом каждому доступно множество игр!

🏀Каждый из нас хоть раз в жизни играл в мяч. Какое разнообразие мячей сейчас выпускается: маленькие и большие, мягкие и твердые. Это незаменимая вещь для развития детей. Столько игр можно придумать с мячом и это очень интересно и увлекательно.

🏐В нашем саду мы успешно применяем мячи на логопедических занятиях, это приносит разнообразие при автоматизации звуков. Его мы используем для развития лексико – грамматического строя. Дети, играя учатся правильно составлять предложения. Организовываем игры на развитие памяти, сообразительности и аналитических способностей!



С чего начать?! Советы логопеда!

✅Многие родители интересуются с чего начать развитие речи ребёнка?

✅Развитие мелкой моторики.
Для этого подойдут специальные пальчиковые краски, пластилин, пуговицы,бусины и т.д. Все эти игры проводятся под присмотром взрослого.

✅Развитие артикуляционного аппарата. Гимнастика в виде сказки или игры для язычка, губ.

✅Развитие фонематического слуха. Приучаем ребёнка сосредотачиваться на разных звуках определять их.

✅Ребёнок должен слышать правильную связную речь, нельзя "сюсюкать" с ребёнком.

✅Развитие правильного дыхания. Учить произносить фразу, слово на выдохе, а не на вдохе.

В детском саду № 45 очень нравится детям игра с бумажными машинками,которая учит целенаправленности воздушной струи,силе и длительности выдоха. Можно даже устраивать соревнования.

Уважаемые родители, берите на заметку такую игру!



Начался новый учебный год 2023 - 2024!
В МКДОУ детский сад № 45 г. Ивделя проходит обследование детей логопедом. В этот период выясняется кому из детей необходима помощь в умении правильно произносить звуки, как отдельно, так и в словах. Красивая и понятная речь – залог успешного изучения русского языка в дальнейшем. Нам есть над чем работать в предстоящем периоде и самые большие помощники для логопеда – это родители, также, они лучшие мотиваторы для своих деток.
Успехов всем в новом учебном году!



Как проходят будни в кабинете логопеда?!

Каждый раз придумываем что-нибудь интересненькое. Например: имитация прогулки по лесу. Дети шагают по массажному коврику, тем самым массируя биологические активные точки на стопах, и одновременно автоматизируем правильное произношение звуков, получается целое сказочное мини- путешествие.

Вот шагаем мы по лесу, а в листве свистит ветерок -с-с-с-с, мы шагаем, а над ухом зазвенел комарик –з-з-з-з, мы шагаем, а вверху пролетел огромный жук –ж-ж-ж-ж, мы шагаем, а под ногами шуршат шишки –ш-ш-ш-ш, мы шагаем, мы шагаем и песенки поем: ла-ла-ла, ля-ля-ля, лэ-лэ-лэ, ле-ле-ле.

Такие игры можно придумывать родителям по дороге домой из детского сада или наоборот по дороге в сад. Больше играйте с детьми, они будут Вам благодарны!


Интересные занятия логопеда!

Весело и необычно прошло логопедическое групповое занятие у детей в старшей группе 1 апреля!

Дети поиграли в подвижные игры для развития общей моторики, игры развивающие слуховое внимание. Ребята с удовольствием отгадывали загадки - обманки для развития сообразительности и аналитического мышления. В игровой форме сделали артикуляционную гимнастику. Дети остались довольны и получили в подарок раскраски.

С праздником всех! Побольше улыбок и смеха!



Чем занимается логопед в детском саду?

☝Педагог-логопед в ДОУ занимается не только коррекцией звукопроизношения. Работа специалиста в группе заключается в развитии у детей внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения).

☝Иными словами, идет полноценная подготовка к обучению в общеобразовательном учреждении. Логопед работает над обогащением словарного запаса детей, обучает их грамоте, развивает связную устную и письменную речь.

☝На логопедических занятиях дети занимаются артикуляционной гимнастикой, без которой никак нельзя обойтись. Иногда, им кажется, что трудные упражнения такие как "грибок", "лошадка", "чашечка"никогда не получатся, но уже через 3-5 занятий получаются хорошо. Как при этом радуются дети своими успехами.

☝Очень нравится такое упражнение как "месим тесто". Для этого мы покусываем постепенно весь язычок зубками,приговаривая ла-ла-ла, так сразу происходит массаж и они слышат,что (л) получается!


✅Дыхание – это важно!

✅Сейчас очень актуальна проблема с речью у детей. Одним из важных компонентов для развития правильного произношения, является диафрагмальное дыхание, есть множество различных игр и упражнений. В нашем детском саду № 45 г. Ивделя ребята с удовольствием посещают логопункт. Их любимая игра на дыхание «Сдуй с ладони снежок». Для этого приходится ребёнку самому следить за тем, чтобы сделать вдох носом, а выдох через рот, так, чтобы снежинки улетели с ладошки. На улице можно сдувать настоящий снег.