Мнемотехника — это методы и приёмы, которые помогают легко и быстро запоминать и воспроизводить необходимую информацию. Они основаны на ассоциациях и используют визуальные и звуковые образы.
Некоторые варианты мнемотехники для дошкольников:
- Мнемоквадраты — схематичные изображения, в которых закодировано слово, словосочетание или простое предложение. Например, «лунная ночь», проиллюстрированная тёмным фоном и светлой круглой луной.
- Мнемодорожки — это ряд мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой. С помощью мнемодорожек могут быть зашифрованы небольшие рассказы, стихотворения, скороговорки и т. п..
- Мнемотаблицы — это совокупность большого количества мнемоквадратов, в которых закодирован уже гораздо больший объём информации, чем в мнемодорожках.
Польза применения мнемотехники:
- помогает упростить процесс запоминания;
- развивает ассоциативное мышление и воображение;
- повышает внимательность ребёнка;
- вызывает интерес к заучиванию стихотворных произведений и к пересказам;
- способствует расширению словарного запаса и развитию речи дошкольника;
- расширяет объём знаний об окружающем мире.
Чтобы организовать занятие для развития речи и памяти с помощью мнемотехники, нужно:
- Подготовить текст и соответствующий ему материал: мнемоквадраты, мнемодорожку или мнемотаблицу.
- Прочитать ребёнку весь текст, выразительно и не спеша.
- Прочитать текст повторно, вместе изучая изображения из дорожки или таблицы.
- Рассмотреть рисунки, обсудить и уточнить их значение. Если у ребёнка возникают трудности с пониманием значения изображения — заменить его на более подходящее.
- Прочитать текст ещё раз, разделив на отрывки по смыслу.
- Предложить ребёнку пересказать текст, опираясь на подсказку — мнемодорожку или мнемотаблицу. Когда это необходимо — помогать ребёнку продолжать рассказ.
- Выберите подходящий текст. Его объём и сложность должны соответствовать возрасту ребёнка.
- Разделите текст на небольшие отрывки по смыслу (чем ребёнок младше, тем короче должны быть эти отрывки).
- Расчертите лист бумаги на квадраты. Их число должно соответствовать числу отрывков текста.
- В каждом квадрате изобразите то, о чём говорится в фрагменте либо то, с чем этот фрагмент ассоциируется.
- Дополнительно можно в квадраты перенести и текст, который нужно запомнить.
Для детей в возрасте 3-5 лет создавайте мнемотаблицы из 4-8 квадратов, а для детей 5-7 лет — из 8-16 клеток.
Надо ли выполнять логопедические задания дома?
Некоторые родители думают, что выполнять задания от логопеда не обязательно. Давайте подумаем, достаточно ли ребенку 30-50 минут в неделю занятий, чтобы убрать привычку говорить неправильно и закрепить то, чему он научился в кабинете у логопеда? Конечно же нет. Универсального ответа на вопрос, за сколько дней вырабатывается новая привычка, нет.
По данным анализа специалистов Университета Южной Австралии, проведённого в 2024 году, для большинства людей привычка начинает формироваться через 59–66 дней (чуть более двух месяцев). В некоторых случаях процесс занимает от 106 до 154 дней (от трёх до пяти месяцев).
Учёные подчеркнули, что формирование привычки — это индивидуальный процесс: у одних он занимает всего несколько дней, тогда как у других — почти год.
На временной отрезок могут влиять несколько факторов, например, личностные характеристики, внешние факторы, самодисциплина, степень мотивации, а также «глобальность» самой привычки.
Важность выполнения логопедических заданий дома заключается в следующем:
Закрепление изученного на занятиях материала. Это даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.
Помощь логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома по заданиям логопеда, быстрее и успешнее вводят в повседневную речь поставленные звуки и сложные речевые конструкции.
Формирование навыков и умений. Ребёнок учится без чьей-либо помощи мыслить, контролировать свои эмоции, быть усидчивым. У него формируется чувство ответственности, он начинает понимать, что выполнение заданий поможет ему начать красиво говорить.
Дисциплина и подготовка к будущим школьным домашним заданиям. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует ребёнка и организует его.
Информация родителям от логопеда. Уровень развития речи у детей в 2 года.
В норме двухлетний ребёнок уже хорошо говорит. Он может объяснить родителям, что ему нужно, делится своими впечатлениями, пытается наладить общение с ровесниками и взрослыми людьми.
Некоторые показатели уровня развития речи у детей в 2 года:
· Словарный запас. Может расшириться до 150–200 слов, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребёнком слов.
· Появление первых двухсловных предложений. Усвоенные к 2 годам простые слова ребёнок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?».
· Понимание простых инструкций. Например: «Найди своего мишку и покажи бабушке».
· Использование местоимений, прилагательных и предлогов. Малыш начинает правильно держать в руках книгу и «читать» своим игрушкам.
В два года ребёнок чаще всего общается восклицательными или повествовательными предложениями. Они обычно простые, короткие. Сложные предложения возникают редко, малыш учится им, слушая речь родителей.
Если ребёнок не пытается к 2,5 годам составлять из слов простые предложения, стоит посоветоваться со специалистом.
Информация родителям от
логопеда. Продолжаем знакомиться с уровнями развития речи детей.
В норме к 3 годам у
ребёнка должен быть активный словарный запас 700 - 1000 слов. Он способен
соединять три-четыре слова в предложение, заучивает простые и короткие стихи,
может рассказать о своих впечатлениях от того или иного события. Также в этом
возрасте ребёнок называет цвета, формы, домашних животных, предметы посуды, одежды,
мебели.
Некоторые другие
показатели уровня развития речи у трёхлетнего ребёнка:
·
знает и отчётливо произносит свои
фамилию и имя, а также имя и фамилию родителей, бабушки, дедушки;
·
умеет называть группу предметов одним словом
(мебель, одежда и т. п.);
·
умеет пересказывать короткие рассказы,
сказки, стихи и потешки.
Важно помнить, что
каждый ребёнок уникален, поэтому на нормы следует ориентироваться в общем плане
и обращать внимание на грубые нарушения.
Если есть сомнения в
уровне развития речи ребёнка, рекомендуется обратиться к специалистам:
логопеду, психологу, неврологу.
Информация от логопеда. Сегодня поговорим про уровень развития речи в 4 года.
Он может характеризоваться следующими особенностями:
Словарный запас. Увеличивается с двух с половиной до
трёх тысяч слов. Ребёнок может точно называть предметы и их качества.
Словотворчество. Дети активно придумывают
собственные слова.
Грамматика. Дети уже в состоянии построить логически
правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть
не только простыми, но и сложными.
Звукопроизношение. Дети правильно произносят
большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят
ударение. Их речь приближена к литературным нормам родного языка.
Связность речи. Дети начинают строить более сложные
предложения, связывать их в логическую последовательность. Они рассказывают
простые истории, выражают свои мысли более полноценно.
Каждый ребёнок развивается индивидуально, и при наличии проблем в речи рекомендуется обратиться к логопеду.
Информация от логопеда. На что обращать внимание
родителям детей 5-6лет.
В норме ребёнок 5–6 лет имеет следующий уровень
развития речи:
Богатый словарный запас (до 2500–3000 слов).
Ребёнок может придумать рассказ по картинке или на заданную тему, пересказать
услышанное (не всегда точно).
Активное использование обобщающих слов (цветы,
деревья, животные и так далее). В предложениях встречаются все части речи
(существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения, союзы,
предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и деепричастные
обороты).
Ближе к шести годам ребёнок правильно произносит все
звуки, в том числе «сложные» [р], [л].
Дошкольник осваивает такие средства выразительности
речи, как интонации, темп, громкость. Он умеет говорить шёпотом или громко, с
ускорением или замедлением.
Уровень развития детской речи зависит от усилий, которые прикладывают взрослые для воспитания ребёнка.