Для родителей


Будущим школьникам, да и не только им, предстоит в жизни учить много стихов, запоминать разную информацию. Для этого придумали разные техники, чтобы облегчить такой труд. Стихи, например, можно нарисовать!

Мнемотехника — это методы и приёмы, которые помогают легко и быстро запоминать и воспроизводить необходимую информацию. Они основаны на ассоциациях и используют визуальные и звуковые образы. 

Некоторые варианты мнемотехники для дошкольников:

  • Мнемоквадраты — схематичные изображения, в которых закодировано слово, словосочетание или простое предложение. Например, «лунная ночь», проиллюстрированная тёмным фоном и светлой круглой луной. 
  • Мнемодорожки — это ряд мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой. С помощью мнемодорожек могут быть зашифрованы небольшие рассказы, стихотворения, скороговорки и т. п.. 
  • Мнемотаблицы — это совокупность большого количества мнемоквадратов, в которых закодирован уже гораздо больший объём информации, чем в мнемодорожках. 

Польза применения мнемотехники:

  1. помогает упростить процесс запоминания; 
  2. развивает ассоциативное мышление и воображение; 
  3. повышает внимательность ребёнка; 
  4. вызывает интерес к заучиванию стихотворных произведений и к пересказам; 
  5. способствует расширению словарного запаса и развитию речи дошкольника; 
  6. расширяет объём знаний об окружающем мире. 

Чтобы организовать занятие для развития речи и памяти с помощью мнемотехники, нужно:

  1. Подготовить текст и соответствующий ему материал: мнемоквадраты, мнемодорожку или мнемотаблицу.
  2. Прочитать ребёнку весь текст, выразительно и не спеша. 
  3. Прочитать текст повторно, вместе изучая изображения из дорожки или таблицы. 
  4. Рассмотреть рисунки, обсудить и уточнить их значение. Если у ребёнка возникают трудности с пониманием значения изображения — заменить его на более подходящее. 
  5. Прочитать текст ещё раз, разделив на отрывки по смыслу. 
  6. Предложить ребёнку пересказать текст, опираясь на подсказку — мнемодорожку или мнемотаблицу. Когда это необходимо — помогать ребёнку продолжать рассказ.
Как создать мнемотаблицу самостоятельно.

    1. Выберите подходящий текст. Его объём и сложность должны соответствовать возрасту ребёнка.
    2. Разделите текст на небольшие отрывки по смыслу (чем ребёнок младше, тем короче должны быть эти отрывки).
    3. Расчертите лист бумаги на квадраты. Их число должно соответствовать числу отрывков текста.
    4. В каждом квадрате изобразите то, о чём говорится в фрагменте либо то, с чем этот фрагмент ассоциируется.
    5. Дополнительно можно в квадраты перенести и текст, который нужно запомнить.

    Для детей в возрасте 3-5 лет создавайте мнемотаблицы из 4-8 квадратов, а для детей 5-7 лет — из 8-16 клеток.

Вот и начался учебный год 2024 - 2025!
Дети пошли в школу. Не остается в стороне и МКДОУ детский сад №45. Сентябрь - месяц, когда дети проходят логопедическое тестирование, которое помогает определить, где ребенку необходима помощь, чтобы провести коррекцию к моменту, когда надо будет идти в первый класс. Тестирование проводится в интересной игровой форме. Родители часто тоже задаются вопросом, что должен уметь ребенок в подготовительной группе.






Надо ли выполнять логопедические задания дома?

Некоторые родители думают, что выполнять задания от логопеда не обязательно. Давайте подумаем, достаточно ли ребенку 30-50 минут в неделю занятий,  чтобы убрать привычку говорить неправильно и закрепить то, чему он научился в кабинете у логопеда? Конечно же нет. Универсального ответа на вопрос, за сколько дней вырабатывается новая привычка, нет.

По данным анализа специалистов Университета Южной Австралии, проведённого в 2024 году, для большинства людей привычка начинает формироваться через 59–66 дней (чуть более двух месяцев). В некоторых случаях процесс занимает от 106 до 154 дней (от трёх до пяти месяцев). 

Учёные подчеркнули, что формирование привычки — это индивидуальный процесс: у одних он занимает всего несколько дней, тогда как у других — почти год. 

На временной отрезок могут влиять несколько факторов, например, личностные характеристики, внешние факторы, самодисциплина, степень мотивации, а также «глобальность» самой привычки. 

Важность выполнения логопедических заданий дома заключается в следующем:

Закрепление изученного на занятиях материала. Это даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Помощь логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома по заданиям логопеда, быстрее и успешнее вводят в повседневную речь поставленные звуки и сложные речевые конструкции.

Формирование навыков и умений. Ребёнок учится без чьей-либо помощи мыслить, контролировать свои эмоции, быть усидчивым. У него формируется чувство ответственности, он начинает понимать, что выполнение заданий поможет ему начать красиво говорить. 

Дисциплина и подготовка к будущим школьным домашним заданиям. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует ребёнка и организует его.




Для родителей

Информация родителям от логопеда. Уровень развития речи у детей в 2 года.

В норме двухлетний ребёнок уже хорошо говорит. Он может объяснить родителям, что ему нужно, делится своими впечатлениями, пытается наладить общение с ровесниками и взрослыми людьми. 

              Некоторые показатели уровня развития речи у детей в 2 года:

·         Словарный запас. Может расшириться до 150–200 слов, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребёнком слов.

·         Появление первых двухсловных предложений. Усвоенные к 2 годам простые слова ребёнок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?».

·         Понимание простых инструкций. Например: «Найди своего мишку и покажи бабушке».

·         Использование местоимений, прилагательных и предлогов. Малыш начинает правильно держать в руках книгу и «читать» своим игрушкам. 

В два года ребёнок чаще всего общается восклицательными или повествовательными предложениями. Они обычно простые, короткие. Сложные предложения возникают редко, малыш учится им, слушая речь родителей. 

Если ребёнок не пытается к 2,5 годам составлять из слов простые предложения, стоит посоветоваться со специалистом.

Информация родителям от логопеда. Продолжаем знакомиться с уровнями развития речи детей.

В норме к 3 годам у ребёнка должен быть активный словарный запас 700 - 1000 слов. Он способен соединять три-четыре слова в предложение, заучивает простые и короткие стихи, может рассказать о своих впечатлениях от того или иного события. Также в этом возрасте ребёнок называет цвета, формы, домашних животных, предметы посуды, одежды, мебели. 

Некоторые другие показатели уровня развития речи у трёхлетнего ребёнка:

·               знает и отчётливо произносит свои фамилию и имя, а также имя и фамилию родителей, бабушки, дедушки; 

·               умеет называть группу предметов одним словом (мебель, одежда и т. п.);

·               умеет пересказывать короткие рассказы, сказки, стихи и потешки.

Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, поэтому на нормы следует ориентироваться в общем плане и обращать внимание на грубые нарушения.

Если есть сомнения в уровне развития речи ребёнка, рекомендуется обратиться к специалистам: логопеду, психологу, неврологу. 

 

Информация от логопеда. Сегодня поговорим про уровень развития речи в 4 года. 

Он может характеризоваться следующими особенностями:

Словарный запас. Увеличивается с двух с половиной до трёх тысяч слов. Ребёнок может точно называть предметы и их качества. 

Словотворчество. Дети активно придумывают собственные слова. 

Грамматика. Дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными. 

Звукопроизношение. Дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение. Их речь приближена к литературным нормам родного языка. 

Связность речи. Дети начинают строить более сложные предложения, связывать их в логическую последовательность. Они рассказывают простые истории, выражают свои мысли более полноценно.

Каждый ребёнок развивается индивидуально, и при наличии проблем в речи рекомендуется обратиться к логопеду. 

Информация от логопеда. На что обращать внимание родителям детей 5-6лет.

В норме ребёнок 5–6 лет имеет следующий уровень развития речи:

Богатый словарный запас (до 2500–3000 слов). Ребёнок может придумать рассказ по картинке или на заданную тему, пересказать услышанное (не всегда точно). 

Активное использование обобщающих слов (цветы, деревья, животные и так далее). В предложениях встречаются все части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и деепричастные обороты). 

Ближе к шести годам ребёнок правильно произносит все звуки, в том числе «сложные» [р], [л]. 

Дошкольник осваивает такие средства выразительности речи, как интонации, темп, громкость. Он умеет говорить шёпотом или громко, с ускорением или замедлением. 

Уровень развития детской речи зависит от усилий, которые прикладывают взрослые для воспитания ребёнка.