Паспорт логопедического кабинета
Правила пользования логопедическим кабинетом
- · ключи от кабинета в двух экземплярах (один у логопеда, второй у зам. заведующего садиком);
- · влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;
- · ежедневно проводится проветривание кабинета;
- · кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для индивидуальных занятий;
- · по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.
Документация
График работы |
Должностная инструкция учителя-логопеда |
Инструкция по охране труда |
Паспорт логопедического кабинета |
Рабочая программа |
Список детей, зачисленных в логопункт |
Разрешения родителей на работу учителя-логопеда с детьми, направления ПМПК |
Планы работы |
Специальная документация |
Методические разработки |
Тетрадь учёта видов проведённой работы |
Аналитический отчёт о проделанной работе за год |
Работа с родителями |
Индивидуальные речевые карты |
Индивидуальная карта развития ребёнка |
Взаимодействие с педагогами |
Работа с детьми с ОВЗ |
Межаттестационный дневник |
Циклограмма рабочего времени |
Журнал учёта посещаемости детьми логопедических занятий |
Журнал обследования устной речи воспитанников ДОУ |
Журнал логопедического обследования детей подготовительных групп |
Журнал учёта движения детей на логопункте |
Положение о логопедическом пункте |
Перспективное годовое планирование |
Оснащение логопедического кабинета
- Настенное зеркало - 1 шт.
- Детский стол - 1 шт.
- Детские стулья - 5 шт.
- Стол и стул для логопеда - 1 х
1 шт.
- Банкетка полумягкая - 2 шт.
- Кушетка – 1 шт.
- Шкаф для пособий - 1 шт.
- Картотека на имеющиеся пособия.
- Коробки, папки, конверты для
хранения пособий.
- Вешалка для одежды.
- Ростомер.
Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми
- Спирт медицинский.
- Вата стерильная, ватные диски.
- Одноразовые салфетки.
- Бинт.
- Пособия для индивидуальной
работы.
- Текстовой материал для
автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой
слова.
- Материалы для обследования
устной речи.
1) с Федеральным законом «Об образовании в РоссийскойФедерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Содержание рабочей программы логопедического кабинета
определено в соответствии с основной адаптивной образовательной программой
дошкольного образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты
(ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования определили новые направления в организации речевого развития
дошкольников. К семи годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться:
- умениями задавать вопросы взрослому;
- в случаях затруднений обращаться к нему за помощью;
- адекватно использовать вербальные средства общения,
а также владеть диалогической речью.
ФГОС
определяет целевые ориентиры –
социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе
завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из
центральных мест как самостоятельно формируемая функция: к завершению
дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать
свои мысли и желания. Речь включается в качестве важного компонента как
средство общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх;
- способен договариваться, учитывая интересы и чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других людей, старается
разрешать конфликты;
- может
фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы о видимых
и невидимых предметах, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям
природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, предметном,
природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
Как видно из перечисленного, ни одни из целевых
ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой
культуры.
Таким образом, возникает необходимость в
систематической профилактике и коррекции речевых нарушений у детей, которые
могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется
к 5-летнему возрасту.
Также Министерством образования РФ определены основные подходы к созданию системы
помощи детям с проблемами в развитии на основании:
- Конвенции ООН «О правах ребёнка»
- Закона РФ «Об образовании»
- Федеральной программы развития образования
Одним из таких подходов является дальнейшее развитие
систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены
на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих
проблемы в развитии.
В этих условиях требуется:
- проявлять повышенное внимание к вопросам охраны
здоровья детей;
- учитывать индивидуальные потребности ребёнка,
связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
- личностно ориентированный подход в образовательном
процессе;
- помощь специалистов, готовых осуществлять активное
взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических
возможностей детей.
В последнее время значительно увеличилось количество
детей, имеющих нарушения речи, которые чаще всего сопряжены с проблемами
неврологического, психологического и социального порядка. Можно выделить ряд
проблем, возникающих в современной практике дошкольного образования, связанных
с нарушением речевого развития у воспитанников:
- дети достаточно поздно, в 4-5 лет, попадают в поле
профессиональной деятельности логопеда;
- к 4-5 годам ребёнок может приобрести ряд вторичных и
третичных нарушений, значительно снижающих уровень его обучаемости;
- коррекция речи у дошкольников недостаточно
эффективна, если не является предметом комплексного воздействия всех
специалистов ДОУ.
Следовательно, в современной практике логопеда в
условиях логопедического кабинета актуальность приобретает такая цель, как построение системы
коррекционно-развивающей и профилактической работы в отношении детской речи.
Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в особой
организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы
которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Исходя из этого, необходимо составление программы по
коррекции нарушений в рамках освоения основной общеобразовательной программы МКДОУ.
В основу логопедической работы МКДОУ д/с №45 положены
программы:
- Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. — М. :
ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. — 248 с: ил.; 32 с. вкл. цв.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в
логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 560 с.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего
недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие – 4-е изд. – М. :
Айрис-пресс, 2007. – 224 с.
- Блудов А. А.,
Белова Н.В. Дизартрия. NET. Лечение
нарушений произношения у детей и взрослых. – СПб.: Наука и Техника, 2009. – 160
с.
- Шанина С.А., Серова Е.Д. 100 скороговорок для
развития речи. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 192 с.
Электронные варианты:
- Нищева Н. В.
Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е,
перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. — СПб. : ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 240 с
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. и др. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция
нарушений речи. Издательство «Просвещение», 2008
- Ткаченко
Т. А. Логопедические упражнения. Ил. Ляхович Т. — М. : Изд-во Эксмо, 2006 –
224с.